Функциональная безопасность ПО

С точки зрения нормативно-технической базы функциональной безопасности ПО (с терминологической оговоркой, сделанной ранее), отрасли делятся на два лагеря: авиация и всё остальное. В авиации (в том числе беспилотной — [11, п. 6.1) господствует стандарт RTCA DO-178В, сейчас постепенно заменяемый новой версией DO-178C (квалификационные требования КТ-178В и КТ-178С в российской версии соответственно); в АСУ ТП, атомной энергетике, автомобилестроении, железнодорожном транспорте и прочих критичных отраслях основой являются IEC 61508 и его производные (IEC 60880, 26262, 62279 и т.д.) — большая часть их переведена на русский язык и имеет статус государственных стандартов РФ.

Космонавтика в этой картине держится особняком, и требования функциональной безопасности, предъявляемые к космическим проектам, могут основываться на различных стандартах (а порой и на их комбинации), в зависимости от конкретного случая.

В таблице 1 есть два очевидных белых пятна, и если отсутствие в отечественной нормативно-технической базе аналога 1ЕС 26262 традиционно не вызывает удивления (все, наверное, видели карикатуру, на которой манекен для краш-тестов упирается из последних сил, стараясь не дать инженеру АвтоВАЗа посадить себя в LADA Priora), то на ситуации с железнодорожной отраслью имеет смысл остановиться чуть подробнее.

В настоящий момент отечественная нормативно-техническая база функциональной безопасности ПО на железнодорожном транспорте имеет вид дырявого лоскутного одеяла. Технические регламенты Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (TP ТС 001/2011). «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» (TP ТС 002/2011) и «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (TP ТС 003/2011), вступившие в силу в августе 2014 года, картину не проясняют, так как программные средства в них явно указаны в числе составных частей, подлежащих сертификации с предварительной разработкой обоснования безопасности (читай: сертификационного пакета, о котором сказано ранее), но в указанных в перечнях стандартов ссылки на нормативно-техническую базу функциональной безопасности ПО напрочь отсутствуют.

Надежду на скорое изменение ситуации к лучшему, впрочем, вселяет «Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года», в числе целей которой заявлены интеграция в мировое транспортное пространство и реатизаиия транзитного потенциала страны и повышение уровня безопасности транспортной системы. Одним из важных шагов к реализации этих целей является начало масштабного внедрения в российской железнодорожной отрасли международного стандарта качества IRIS, явно содержащего требования к безопасности ПО и ссылающегося по этой части на стандарт EN 50128 (он же IEC 62279). В настоящее время ведутся работы по созданию российского аналога EN 50128, причём у отечественной версии есть все шансы оказаться лучше своего зарубежного родителя, так как за годы использования EN 50128/1 ЕС 62279 у зарубежных коллег накопилась ценная обратная связь, и грех этим не воспользоваться.

10.03.2014

Добавить страницу в мои закладки:

Смотрите также:

Что вы чаще всего делаете в Интернете?

Загрузка ... Загрузка ...